Продавец ОДО "А-КурС" развивает свой бизнес на Deal.by 9 лет.
Знак PRO означает, что продавец пользуется одним из платных пакетов услуг Deal.by с расширенными функциональными возможностями.
Сравнить возможности действующих пакетов
Начать продавать на Deal.by
Корзина
8 отзывов
ОДО "А-КурС"
+375-29-319-68-19
+375-29-654-68-19

2021 - год продолжения пике транспортной сферы? Анализируем данные Белстата

2021 - год продолжения пике транспортной сферы? Анализируем данные Белстата

Транспортно-логистическая отрасль Беларуси никак не может оправиться от кризиса. Объёмы в 2021 году продолжают снижаться в сравнении с аналогичным периодом прошлого, ковидного 2020 года. Станем ли мы свидетелями схлопывания логистической сферы в нашей стране, или есть надежды на рост в ближайшем будущем?

Взгляд в историю. Тенденции логистического рынка.

Первые данные по логистической сфере на сайте Белстата фигурируют за 1995 год. Они ещё не включают в себя трубопроводный вид транспорта, который в нынешнее время занимает у нас около трети рынка. Несмотря на это, 1995 год бьёт все рекорды. Свыше 424 млн тонн грузов смогли перевезти грузоперевозчики за этот период, при этом, 350 млн. на автомобильном транспорте. Таких объёмов автомобильные перевозки не достигали ни в одном последующем году.

Вслед за достаточно успешным 1995 годом идёт сразу 2000. Промежуточных данных белстат не предоставляет, однако видно, что рынок сократился на треть, и это при том, что больше половины объёма дал трубопровод. С рубежа тысячелетий данные стали публиковаться ежегодно и уровня рекордного 1995 года достигли лишь в 2008. До 2011 года наблюдается рост всех показателей, в этом году зафиксирована максимальная для рынка Беларуси цифра в 493 млн тонн грузов. Общий объём при этом увеличивался не за счёт трубопроводного транспорта, объёмы которого несколько снижались. Стабильно рос только автомобильный транспорт.

После пика 2011 года практически всё время наблюдалась тенденция на понижение объёма поставленных грузов. Исключением стали лишь 2017 и 2018 года, чуть улучшившие показатели предшествующих лет, однако 2019 и 2020 года потеряли по 7% каждый, доведя показатели до уровня 2005-2006 годов. Стоит отметить также тенденцию к росту объёмов перевозок авиатранспортом в 2015-2018 годах после ямы 2010-2013 годов, когда объёмы перевезённых самолётами грузов могли вообще потеряться в статистике.

Итак, мы видим явную тенденцию рынка к падению. Результаты 2020 года одни из наихудших за всё время, которое прослеживается официальной статистикой. Подробнее с ней Вы можете ознакомиться на графике.

Тенденции 2021 года в сфере логистики

Что же происходит с логистической сферой в нынешнем году, если взять данные за первое полугодие? В целом, грузооборот составил за январь-июнь 2021 года 59 370 млн тоннокилометров. Это на 1 процент выше прошлогодних показателей за этот же период. Если учитывать, что пандемия начала остро влиять на транспортно-логистическую сферу только в мае-июне, то эти данные могут обнадёжить. Ведь во втором полугодии мы явно будем наблюдать меньшие последствия ковидных ограничений в 2021 году по сравнению с 2020. Также чётко прослеживается явный двукратный рост грузооборота авиаперевозок. И хоть в общем количестве оборот авиаперевозок ничтожно мал и составляет менее 0.5 процента, они достаточно дорогостоящие потому не учитывать их нельзя.

Однако вместе с некоторым нарастанием грузооборота мы наблюдаем уменьшение объёма перевозки грузов. Казалось бы, что это абсурд, однако давайте разберёмся в терминах. Белстат при анализе грузооборота учитывает как объём перевезённых грузов, так и расстояние, на которое их нужно переместить. Потому и единицы подсчёта используются такие странные: тоннокилометры. А объём перевезённых грузов вычисляется в банальных тоннах. И вот этот показатель как раз уменьшился.

В первом полугодии 2021 года сумели нарастить объёмы только железнодорожный и авиа сегменты транспортного рынка. Остальные же отрасли показали более или менее уверенное падение. Антилидером оказался внутренний водный транспорт, он потерял свыше 33% по сравнению с первым полугодием прошлого года.
Анализируя представленные белстатом данные, можно понять, что грузов стали перевозить меньше, но на большие расстояния. Причём, это касается всех видов транспорта. Прогнозируя результаты 2021 года, можно отметить тенденцию продолжить падение, которое наблюдалось последние годы. Особенно печально будет видеть падение рынка автомобильных перевозок, которые уже находятся на уровне 2010 года. И пусть вызовы коронакризиса позади, но санкции, наложенные на нашу страну и государственные предприятия, могут вызвать новый кризис в сферах железнодорожных, трубопроводных и авиаперевозок.

Чем это может грозить?

Как и любой кризис, нынешние проблемы могут поспособствовать выдавливанию с рынка мелких игроков, не способных держать удар, заходу на рынок сильных российских перевозчиков, которые уже давно присматриваются к нашей логистической сфере и уже активно начали продвигаться по основным направлениям. Всё это в долгосрочной перспективе может повлечь за собой существенный рост цен на услуги по перевозке грузов. Косвенным подтверждением данного факта является статистика международного портала della.eu. Согласно графику аналитиков портала, за последний год цены на автомобильные грузоперевозки выросли уже на 23 процента и имеют тенденцию к постоянному росту и в дальнейшем. Возможно, похожие тренды мы будем наблюдать и в других сферах в очень обозримом будущем.

Однако, стоит отметить, что при уменьшении объёма фургона волатильность данных сильно увеличивается (график сильнее скачет вверх и вниз относительно тренда), а рост становится менее очевидным и составляет 10-15%. В экономиках, регулируемых свободным рынком, увеличение цены сразу влечёт за собой появление новых малых и средних предприятий, увеличению объёмов и уменьшение цен. Будем надеяться, что наше правительство не станет решать существующие в отрасли проблемы путём дополнительного регулирования рынка и проверок или штрафов основных игроков. Данный путь привёдет нас к ещё более быстрому падению. В случае отсутствия какой-либо реакции и сохранения статус-кво, мы сможем наблюдать стабилизацию рынка в течение ближайших двух-трёх лет с последующим падением цен. В случае оптимального сценария, если чиновники решат снизить налоговую нагрузку на перевозчиков и (или ) предоставят им некоторые льготы, положительный эффект можно будет видеть на протяжение ближайшего года.