Продавец ОДО "А-КурС" развивает свой бизнес на Deal.by 9 лет.
Знак PRO означает, что продавец пользуется одним из платных пакетов услуг Deal.by с расширенными функциональными возможностями.
Сравнить возможности действующих пакетов
Корзина
8 отзывов
ОДО "А-КурС"
+375-29-319-68-19
+375-29-654-68-19

Водородная экономика: какие перспективы есть у транспорта на водороде?

Водородная экономика: какие перспективы есть у транспорта на водороде?

В 2016 году страны приняли Парижское соглашение, которое было направлено на противодействие глобальному изменению климата. А поскольку главной причиной потепления считаются выбросы парниковых газов, образующихся во время работы электростанций на ископаемом топливе, Парижское соглашение в основном борется именно за изменение энергетической структуры экономики.

Требования соглашения достаточно жёсткие, и во многих странах политики говорят об отказе от традиционного топлива и переводе экономики на водородные рельсы. Но что ждёт Россию и страны СНГ и стоит ли нам ждать прорывов в энергетике и транспорте в ближайшем будущем?

В России ещё в 2017 году был образован центр компетенций НТИ «Новые и мобильные источники энергии». Центр был создан для развития инновационных инициатив в области энергетики, которые можно будет применить и в транспортной сфере и в других областях.

В задачи центра также входят довести до опытных образцов перспективные инструменты производства, транспортировки и хранения энергии. Ещё 4 года назад специалисты центра дали прогноз, что к 2020 году водородная энергетика будет самым актуальным трендом. Так и случилось.

Сейчас учёные говорят не про водородную энергетику в узком смысле этого слова, а про системную водородную экономику. Однако, стоит заметить, что если рассматривать энергетику в нынешнем её понимании, когда за счёт сжигания ископаемого топлива мы получаем тепло, преобразуя его потом в электроэнергию, для этой энергетики водород не является оптимальным выбором.

Стоит заметить, что в настоящее время водород уже очень активно применяется, например в химической промышленности, металлургии и нефтехимии. С применением водорода производится большинство азотных удобрений, применяемых в сельском хозяйстве.

Однако, на текущий момент назвать весь водород зелёным представляется невозможным. Международные институты разделили весь водород, который ныне добывается, по цветам. Самый чистый из них- зелёный водород. Он добывается из воды электролизом при помощи электроэнергии из возобновляемых источников. В рамках данного процесса так называемый углеродный след стремится к нулю. Продукция полностью без углеродного следа на рынке отсутствует и не появится в ближайшее время, однако можно минимизировать  воздействие на окружающую среду.

Однако, следует помнить, что зелёный водород самый дорогой из всех существующих. Оранжевый водород получается с использованием энергии АЭС. Также присутствует серый и голубой водород. И именно эти типы являются самыми дешёвыми. В рамках данных процессов водород вырабатывается из смеси воды и природного газа, путём нагревания данной смеси на катализаторах. В конце реакции мы получаем смесь водорода и углекислого газа, который является главным парниковым газом на планете. Серый водород отличается от голубого тем, что при выработке голубого водорода углекислый газ обрабатывается и захоранивается.
Есть ещё и бирюзовый водород. В результате его выработки остаётся угольная сажа, которую проще перерабатывать и захоранивать. Несмотря на то, что для классической энергетики водород не является наилучшим теплоносителем, он очень хорошо может вписаться в структуру возобновляемой энергетики. Одной из главных проблем ветряной и солнечной генерации – это резанная пила. Когда солнца или ветра больше – производится много энергии, а когда их мало – наблюдаются просадки. Поэтому для построения устойчивой системы в моменты пика нужно энергию запасать, а когда энергии не хватает – расходовать. Водород хранится в течение очень долгого времени и может быть использован не только в энергетике, но и для транспортной инфраструктуры.

Транспорт на водороде

Водород выгодно использовать и в воздушном, и в железнодорожном и в автомобильном транспорте, и даже в морском. Однако, одной из первых мы сталкиваемся с проблемой создания специальных заправочных станций. Они должны быть дешёвыми и им нужно работать с достаточной производительностью.

И такие разработки уже ведутся. Специалистам из центра компетенций НТИ уже удалось довести первые образцы заправочных станций до стадии опытного образца. Но в эйфорию впадать не следует. Владимир Путин сказал, что в 2023 в Москве должны появиться автобусы на водородном топливе. Следует понимать, что в лучшем случае это будут опытные образцы, ни о каком серийном производстве к данному сроку говорить не приходится. Тот факт, что эта тема в принципе поднимается на государственном уровне, не может не радовать.

В рамках государственных программ был создан план развития водородной экономики до 2035 года. В ближайшее время также должны появиться планы и до 2050 года. Сможем ли мы полностью отказаться от сжигания нефти и газа? Наверняка, нет. Следует заметить, что по прогнозам ведущих европейских компаний экспорт газа в страны Европы будет со временем уменьшаться, за счёт увеличения размеров экспорта водорода. Поэтому нам нужно включаться в эту водородную гонку и создавать свою водородную инфраструктуру.

На самом деле, вопрос транспортировки стоит наиболее остро. На данный момент в мире производится несколько миллиардов тонн водорода, однако зачастую он потребляется в том же месте, где и производится. Чисто технически можно транспортировать водород по уже существующим системам газопроводов, однако следует заметить, что в этом случае нужно будет освобождать газопроводы от идущего по ним природного газа.

Не стоит списывать со счетов и возможное потребление внутри страны. К теме перевода транспорта на водородное топливо уже заинтересовались РЖД, КамАЗ, ГАЗ и многие авиакомпании.

Основой интереса к водородному транспорту являются экологические нормы. Так, уже появившийся в прошлом веке первый самолёт на водородном топливе Ту-155 оказался относительно неэффективным по сравнению с самолётами на керосине. Сейчас же с возросшими ценами на топливо и ужесточившимися экологическими нормами такие самолёты могут быть очень востребованы. Boeing и Airbus уже разрабатывают варианты вспомогательных силовых установок на водородном топливе.

Всё сильнее ужесточаются требования по экологии каботажных перевозок, и оттого потенциал силовых установок на водороде для морских судов весьма существенно возрос в последнее время.

Таким образом, мы видим огромный потенциал развития у водородного транспорта и водородной экономики, который позволит в целом «озеленить» нашу энергетику и оказывать меньше влияния на окружающую среду.