Продавец ОДО "А-КурС" развивает свой бизнес на Deal.by 9 лет.
Знак PRO означает, что продавец пользуется одним из платных пакетов услуг Deal.by с расширенными функциональными возможностями.
Сравнить возможности действующих пакетов
Начать продавать на Deal.by
Корзина
8 отзывов
ОДО "А-КурС"
+375-29-319-68-19
+375-29-654-68-19

Как выжить в логистике в период пандемии? Что было в 2020 году и прогнозы на 2021.

Как выжить в логистике в период пандемии? Что было в 2020 году и прогнозы на 2021.

За время работы многие игроки рынка логистических услуг научились преодолевать различные кризисы. Однако, данный опыт не всегда был применим, когда компании столкнулись с вызовами в связи с пандемией. Существенными вызовами в этом году стали значительные транспортные ограничения и запрет пересечения границ в 2020 году. COVID-19 оказал существенное влияние на всю мировую экономику. Не стала исключением и транспортно-логистическая сфера.

В 2020 году рынок пережил два наиболее крупных периода функционирования, период паники и период перестройки. Во время периода паники ни перевозчики, ни заказчики не осознавали всей глубины проблемы, не обладали всей полнотой информации о карантинных мерах. Зачастую заказчики начинали паниковать, грозить судами за невыполнение обязательств по договору, а также ужесточать требования. Перевозчики ответили на это повышением ставок фрахта и уменьшением числа транспортных средств на рейсах. Начался он с началом пандемии и продлился ориентировочно до конца апреля.

Этап перестройки был охарактеризован ростом понимания ситуации в экономике и международных отношениях как самими перевозчиками, так и грузоотправителями. Он сопровождался значительным падением объёмов перевозимых грузов, переориентацией на новые типы грузов, снижением размера ставок фрахта. Также этот процесс сопровождался значительным временным лагом при принятии решений. Были отменены или приостановлены многие тендеры.

Некоторые отрасли в связи с особенностями работы экономики сократили объёмы вполовину. Однако, были и те, кто нарастил поставки на треть. Среди отраслей, спрос на доставку грузов, в которых значительно упал, были чёрная и цветная металлургия, а также строительные материалы. Выросли же поставки вода, медицинские товары и напитки. Однако, падение поставок по отдельным отраслям, не означает, что в будущем они не станут перспективными.
 

Такие отрасли, как перевозка материалов химической промышленности, строительные материалы и машиностроительные грузы значительно упали по объёмам доставок, однако сама ёмкость этих рынков весьма велика. Именно это позволяет отраслям оставаться в числе перспективных сфер, где спрос на логистические услуги останется весьма высоким в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Фармацевтика, деревообработка и некоторые другие отрасли, которые показали значительный рост, не смогли увеличить ёмкость рынков настолько, чтобы стать значительными игроками на рынке транспортных услуг. Чтобы найти сферу с наибольшей привлекательностью в будущем, нужно ориентироваться на ёмкость рынка по каждому направлению, а также поведение данных отраслей в кризисное время.
 

Кризисные явления в логистике длились на протяжение первого и второго квартала. После этого начались восстановительные процессы. К примеру, Российские перевозчики показали во втором квартале падение на -11,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в третьем темпы падения снизились до -2%. Другая наша соседка, Украина, смогла выйти в третьем квартале на положительную динамику. Она показала +7% по сравнению с прошлым годом, хотя во втором квартале результат был -4,2%.
 

Чтобы узнать ситуацию в Беларуси, мы проанализировали «Обзор рынка транспортно-логистических услуг РБ» от компании BIK Ratings. Данные в нём предоставляются за период январь-сентябрь 2020 года. Спад виден по всем видам транспорта, но особенно просели железнодорожный и трубопроводный транспорт. В среднем, объёмы падения составили 8,4%. Стоит отметить, что с 2000 года этот рынок постоянно рос и смог показать увеличение в 5,7 раз по сравнению с началом века.