Корзина
8 отзывов
ОДО "А-КурС"
+375-29-319-68-19
+375-29-654-68-19

Как перевозчику защититься от недобросовестных заказчиков?

Как перевозчику защититься от недобросовестных заказчиков?

 

В срок до трёх месяцев перевозчик может ждать оплаты оказанной услуги от заказчика. Если же заказов на перевозку достаточно большое количество, определённые долги могут быть попросту забыты бухгалтером и могут «всплыть» через год, или даже больше. Важно при этом постоянно перепроверять оплаты по таким «висящим» перевозкам, ведь в конвенции CMR есть чёткие правила по сроку давности долгов. Срок, согласно CMR, не превышает одного года. А что же делать, если срок уже прошёл, а долг вернуть хочется? Давайте разбираться!

При работе с непроверенными клиентами иногда возникает следующая ситуация: перевозчик доставил груз в целости и вовремя, выслал все причитающиеся документы в адрес заказчика, но в текучке забыл про наличие самого долга. Позже, когда долг всё же был найден, заказчик начинает идти на попятную и заявляет, что на основании статьи 32 конвенции CMR он категорически отказывается платить. В данной статье говорится, что подача исковых требований должна происходить в течение одного календарного года после выполнения перевозки. Однако, в конвенции уточняется, что в случае наличия вины заказчика или его злого умысла, срок ответственности продлевается до трёх лет.

В идеальной ситуации перевозчик должен предъявлять требования в срок. При этом, как отмечает Верховный литовский суд, претензией является документ, в котором чётко указано требование одного субъекта ко второму, а также размер ущерба и ответственности. К данному документу должны прилагаться документы, на основании которых можно принять решение о признании ответственности. То есть, просто написать бумажку на коленке не получится. Рекомендуем постоянно быть в контакте с должниками и напоминать о наличествующем долге, а к оформлению бумаг подойти со всей педантичностью.

Однако, что же делать, если по истечении всех сроков Вы обнаружили наличие долга? Некоторые перевозчики утверждают, что в CMR конвенции идёт речь исключительно о претензиях заказчика к перевозчику, а в обратную сторону это не работает. Однако, согласно судебному решению верховного суда Латвии, это не так. Данный срок распространяется на все судебные претензии в рамках договора перевозки.

Таким образом, забывчивость перевозчика и выжидательная позиция заказчика вполне могут привести к отказу от оплаты за перевозку. И всё же, шансы получить свои деньги назад всё же есть. Перевозчик может выбрать для себя один из трёх вариантов действия: Он может восстановить срок давности, продлить его или возобновить. Чем же эти три варианта отличаются друг от друга?

Восстановления срока давности можно требовать, если Вы обратились в суд не той юрисдикции. К примеру, подали заявление в литовский суд, а должны были в Польский. И к моменту подачи заявления в суд нужной юрисдикции все сроки уже прошли. Тут чаще всего суды встают на сторону перевозчика и позволяют восстанавливать срок давности.

Возобновление срока давности – это судебная практика, согласно которой перевозчик должен убеждать судебные органы в том, что причины, по которым он не смог истребовать долг раньше, являются вескими. В частности, может потребоваться доказать, что ранее вы активно требовали свои деньги, и не получили должного ответа. Отличие механизмов восстановления от возобновления срока давности в том, что в первом случае вам дадут повторить первую попытку, а во втором – совершить вторую.

Продление срока давности связано с намеренным мошенничеством или затягиванием времени заказчиком. Если будет доказано, что заказчик сознательно в течение долгого времени уходил от ответственности, например, признал обязанность оплатить все счета, однако не сделал этого в срок, срок давности может быть продлён до трёх лет.

В связи с правоприменительной практикой в нынешнем году отдельно стоит упомянуть ситуацию с карантином. Зачастую из-за самоизоляции и карантина перевозчики не могли подать заявление в суд. Однако, это не может рассматриваться, как существенное препятствие. Ведь Вы могли нанять адвоката и без прямого контакта с ним решить все проблемы. Суды всё это время работали в штатном режиме.

Срок давности действительно может быть остановлен из-за форс-мажорных обстоятельств, однако, чтобы признать обстоятельства непреодолимой силы, нужно будет хорошенько поработать и представить суду существенные доказательства. В карантин и пандемию случаи неоплаты или опозданию по доставке участились, однако при решении таких спорных моментов, простого заявления о карантине недостаточно.

В итоге, мы пришли к тому, что и после истечения годового срока получить свои деньги реально. Однако, это потребует немалых усилий и привлечения специалистов, юристов. Чтобы не попадать в такие ситуации, просите своего бухгалтера проверять своих должников каждый месяц, и пишите им требования. Не запускайте ситуацию с долгами и пытайтесь решить её до истечения всех сроков. Это позволит существенно сэкономить нервы, деньги и время.