Корзина
8 отзывов

Транспортные услуги ОДО "А-КурС"

+375-232-53-60-79
+375-232-53-60-84
+375-232-53-60-81

Недобросовестные перевозчики, или обстоятельства непреодолимой силы – как найти виноватых?

Недобросовестные перевозчики, или обстоятельства непреодолимой силы – как найти виноватых?
Суды согласно многолетней практике могут принимать как сторону клиента, так и быть на стороне грузоперевозчика. Давайте рассмотрим две похожих ситуации и выясним, где действовали обстоятельства непреодолимой силы, а где виновата была безответственность перевозчика.

Описание спорных ситуаций

Первый случай описывает на одном из форумов литовский грузоперевозчик. В договоре было чётко сказано, что водитель обязан останавливаться для отдыха лишь на стоянках, оборудованных камерами и защищённых от проникновения посторонних лиц. Водитель остановился на обычной неохраняемой стоянке и авто подверглось нападению злоумышленников.

С одной стороны, вроде бы, всё понятно и виноват водитель, который не выполнил условий договора. Однако в суде перевозчик заявил, что по данному маршруту просто-напросто нет соответствующих договору парковок. Эксперты отмечают, что недостаточное количество подобных парковок в Европе давно уже является проблемой. Суд не посчитал оправдания юридически обоснованными и обязал перевозчика возместить ущерб в полном объёме.

В первом случае фактор обстоятельств непреодолимой силы не был принят в учёт, в отличие от второго случая. Во время перевозки водитель столкнулся с сильным боковым ветром и двадцати тонный грузовик завалился на бок, повредив груз. Заказчик в суде пытался настоять на том, что водитель вёл себя безответственно и принял решения, которые и привели к аварии. Немецкий суд выслушал и показания водителя, управлявшего транспортным средством в тот роковой день. С его слов, он почувствовал сильный фронтальный ветер, снизил в связи с этим скорость, а уже затем резкий порыв бокового ветра опрокинул фуру. Суд принял решение о признании данных обстоятельств непреодолимыми. Водитель принял все меры предосторожности, однако не смог справиться с ситуацией. Транспортная компания по данному делу была признана невиновной.

И вроде бы в данных случаях всё понятно. Решение суда вынесено и его не обжаловали, а значит, оно вступило в законную силу. Однако, мог ли первый судья просмотреть карту с отметками платных охраняемых парковок по пути следования и принять решение в пользу перевозчика? Мог ли второй судья заявить, что перевозчику нужно было заранее посмотреть прогноз погоды и корректировать свои планы поставок в соответствии с ним? Когда обстоятельства становятся непреодолимыми?

Комментарии юриста

Давайте проконсультируемся с юристом. В первом случае важно посмотреть сам договор. В нём должны быть прописаны основные требования к компании перевозчика. Зачастую, когда перевозчик пытается доказать свою внимательность и ответственность по отношению к перевозимому грузу, он старается показать, что рядом была заправка и её камеры могли захватывать зону парковки. Иногда подобные доводы суд принимает в расчёт.

Практически полного освобождения от ответственности перевозчик может добиться в случае, когда он остановился на парковке с камерами, но они на тот момент не работали. Данный случай водитель никак не мог предвидеть. Теоретически, в таких случаях заказчик вправе требовать возмещения ущерба от стоянки. Хотя зачастую подобные иски оканчиваются ничем, поскольку плата взимается именно за парковочное место, а не за безопасность груза.

Суд также может учесть факт наличия или отсутствия в радиусе 100 км более безопасных стоянок. Данное расстояние фигурирует в исследованиях суда потому, что в документах, регламентирующих режим работы и отдыха водителей присутствует важная оговорка: «Допускается превышать разрешённое рабочее время, если этого требует безопасность груза, водителя или транспортного средства и такая работа не создаёт угрозу».

Также часто суды принимают решения в пользу перевозчиков, если убеждаются, что защищённых стоянок на ближайшем расстоянии нет, а водитель воспользовался самым лучшим вариантом из всех возможных.

Также если прочесть CMR конвенцию, можно узнать, что данная ситуация не является страховой. CMR страховка не предусматривает компенсации ущерба в случае, если груз украли на неохраняемой стоянке.

В целом, описывая подобные случаи, следует отметить, что оптимальным способом решения проблемы является заранее продуманный маршрут, включающий в себя специально оборудованные стоянки для отдыха водителя. Данным вопросом должны задаваться руководители и менеджеры транспортных компаний, доводя затем информацию по маршруту до водителя.

Что касается второго вопроса, суды по делам о сильном боковом ветре и возникающем в последствии переворотов транспортных средств ущербе не всегда заканчиваются в пользу перевозчика. Часто именно водитель признаётся виновным в аварии. Освобождён от ответственности он может быть только в том случае, если в суде докажет, что он старался избежать аварии, или минимизировать ущерб. Должно быть доказано, что водитель сделал всё, что было в его силах, чтобы инцидента не случилось.

CMR страховки трактуют большинство данных случаев, как ошибки водителя. Изредка, если водитель сможет доказать, что он предпринял всё для того, чтобы избежать аварии, данная ответственность может быть снята. Если же виновным признан перевозчик. CMR страховка предполагает ограниченную ответственность и выплачивает 8,33 SDR/кг.

Если же заказчик будет недоволен данным решением, или вследствие аварии был повреждён лёгкий, но ценный груз, он должен будет доказать преднамеренную порчу имущества перевозчиком, что довольно сложно сделать при работе с делами, где фигурируют погодные условия.

Вывод

Чтобы заказчик был уверен, что его груз доставят вовремя и в целости, а перевозчик точно знал, когда, куда и по какому маршруту он поедет (и поедет ли в принципе), все мельчайшие подробности нужно прописывать в договоре. Если же неприятность случилась и дело дошло до суда, нужно понимать, что судебных практика очень различна для разных стран Европы. Также большую роль играют мелкие нюансы, юридические тонкости составленного договора и обстоятельства произошедшей аварии. Желаем вам, чтобы вам подобные случаи не встречались и до суда дело не доходило.