Корзина
8 отзывов
ОДО "А-КурС"
+375-29-319-68-19
+375-232-53-60-84
+375-29-654-68-19

Законен ли «мелкий шрифт» в договорах?

Законен ли «мелкий шрифт» в договорах?
В Республике Беларусь созданы правила составления официальных бумаг. Такие документы должны быть оформлены по стандартам, печататься 15 кеглем для основного шрифта и 13 – в таблицах. Созданы эти рекомендации ещё в 2003 году и содержатся в постановлении Комитета по архивам и делопроизводству при Совмине РБ.

Если вы придёте в органы ЖКХ, исполком или органы МВД и принесёте своё заявление, написанное шрифтом Monotype Corsiva с размером букв 0,6 миллиметров, скорее всего вас отправят переписывать заявление. И будут правы. В свою же очередь, все официальные ответы из государственных инстанций будут оформлены строго шрифтом Times New Roman, 15 кеглем и содержать интервалы после абзацев в нужных по закону местах.

Однако, данный опыт, к сожалению, не распространяется на большинство договоров юрлиц и физлиц между собой. Для примера возьмём наиболее классический договор банка, лица юридического, с клиентом – физическим лицом.

Разбирая образцы договоров с банками, мы наткнулись на несколько основных правил, которым они стараются следовать:

   1.    Размер шрифта может варьироваться. Но зачастую банк старается сделать так, чтобы весь договор уместился на одну-две странички.

   2.    Почти все составители договоров мнят себя Достоевскими, или, как минимум, Толстыми. Договора изобилуют длинными предложениями с множеством деепричастных и причастных оборотов.

   3.    Многие договора содержат пункт, который обязывает клиента самостоятельно постоянно знакомиться с содержимым сайта и позволяет банку менять условия договора в одностороннем порядке.

Разберём же теперь каждый пункт подробнее.

Размер шрифта

Тот , кому было непонятно предназначение лупы и микроскопа, может наконец удовлетворить своё любопытство. Эти изобретения очень пригодятся при рассматривании договора с ВТБ-банком.

 

Размер букв в данном договоре 0,8 мм. Конечно, представители банка заявляют, что во всех отделениях есть специальные копии для клиентов, которые написаны большим шрифтом и выдаются по просьбе, только вот знают ли клиенты о такой возможности?

Быть может, именно на это банк и рассчитывает? Клиент может увидеть маленький договор, нечитаемый шрифт и решит подписать его, даже не вчитавшись.

Но таким маленьким шрифтом отличился не один банк. Зрение своих клиентов решил проверить и Технобанк. Размер букв у него в договоре 1 мм.

 

Белинвестбанк и Приорбанк предлагают клиентам договоры с размером шрифта 1,1 мм. Эти договора уже можно читать, но к концу страницы в глазах всё равно рябит.

Длинные предложения

Любой преподаватель, обучающий азам устной и письменной речи, скажет, что в сочинениях, дипломных и курсовых работах не рекомендуется использовать длинные предложения. Сложноподчинённые и сложносочинённые фразы, состоящие из множества вспомогательных частей, трудны для восприятия. Все эти запятые, двоеточия, тире, которых в одном предложении может быть до десятка, усложняют текст.

Также при составлении таких предложений вы запросто можете совершить ошибку. В случае контрольного изложения в школе вам просто снизят оценку. А вот в случае договора вы можете ввести клиента в заблуждение. Но юристы наших банков, да и многих других юрлиц, на такие тонкости внимания не обращают.

Банк Москва-Минск:

«В рамках настоящего Договора, под надлежащим уведомлением Клиента, если иное прямо не оговорено в Договоре, понимаются уведомления и сообщения, осуществляемые Банком путем размещения соответствующей информации на информационных стендах Банка и (или) на корпоративном интернет-сайте Банка, за исключением уведомления Клиента об одностороннем изменении Банком размера процентной ставки, указанной в п.п.2.2. настоящего Договора, по причине прекращения Клиентом трудовых либо гражданско-правовых отношений с Предприятием либо прекращения действия Договора с Предприятием на «зарплатное» обслуживание, когда под надлежащим уведомлением понимается направление Банком Клиенту заказного письма с уведомлением не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня изменения Банком соответствующих условий Договора».

Белгазпромбанк:

«Изъятие карточки производится в случаях, указанных в Условиях, в Банке, иных банках и в пунктах торговли и сервиса с выдачей расписки об изъятии карточки либо при работе с банкоматами (платежно-справочными терминалами самообслуживания) с выдачей квитанции и информированием посредством сообщения на экране банкомата (платежно-справочного терминала самообслуживания) в соответствии с правилами международной платежной системы».
Часто для того, чтобы понять банк, требуется брать в руки ручку и рисовать блок-схемы данного огромного предложения. Однако, помимо сложности восприятия, данный текст содержит ещё и кучу пунктуационных ошибок.

Ссылки на договоры, в которых ссылаются на сайт… и т.д.

Для примера, вот выдержка из договора Идея Банка:

 «Права и обязанности Сторон, ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по настоящему Договору, порядок изменения условий Договора, а также прочие положения Договора определены в Общих условиях договора текущего (расчетного) счета (далее - Общие условия Договора), которые являются неотъемлемой частью Договора. Общие условия Договора утверждены протоколом заседания Правления Банка от 28.06.2013 № 52 и размещены в интернете на сайте Банка www.ideabank.by.

Клиент ознакомлен с Общими условиями Договора при заключении Договора, согласен с ними (присоединяется к ним) и обязуется их соблюдать».

И небольшой полутора страничный договор сразу же утяжеляется Общими условиями договора на  9,5 страницах, которые мы нашли на сайте.

За один год на сайте правила могут меняться до десятка раз.

Снимок с экрана Идея банка

 

Я думаю, немногие из тысяч клиентов банка, зашли на сайт, поставили его в закладки и регулярно проверяют актуальность информации.

Зачастую в договоре прописывается, что вы читаете лишь сокращённую часть договорённостей, а полная доступна только на сайте. Таким образом, вы должны прочитать договор на бумаге, затем перейти на сайт и прочитать договор там, а потом снова перечитать бумажный договор, смотря на его положения через призму «электронного» документа. Не слишком увлекательное занятие. Однако, именно так работают многие банки.

Если пройти по цепочке ссылок, у нас получится примерно следующая картина:

Бумажный договор, написанный мелким шрифтом, отсылает к электронному документу, который ссылается на законодательную базу РБ, Списки тарифов, изменения процентных ставок и правила предоставления услуг.

Создаётся такое впечатление, что многие банковские структуры не заинтересованы сделать свои договоры понятными клиентам и стараются как можно сильнее запутать простого обывателя.

Как с этим бороться?

Вопросами мелких шрифтом давно задаются законодатели. Так, 17 мая 2017 года Палата представителей РБ приняла поправки в закон «О защите прав потребителей».

Поправки включали в себя запрет на использование мелкого и нечитаемого шрифта в электронной коммерции, в каталогах, буклетах, журналах и так далее. Как скоро наши законотворцы доберутся и до мелкого шрифта в договорах, неизвестно. Остаётся только надеяться, что государство встанет на защиту простых граждан в этом вопросе.

Как там у «них»?

Верховный суд РФ ещё в 2015 году признал наличие в договоре мелкого шрифта недобросовестностью. Суд рекомендовал прочим российским судам признавать наличие в договорах пунктов, написанных мелким шрифтом, как недобросовестность.

Суд может признавать недобросовестность одного из участников разбирательства не только по инициативе второй стороны, но и по своей собственной. Если же действия одной из сторон были признаны недобросовестными, договор может быть расторгнут в одностороннем порядке.

ИТОГ:

Как мы недавно писали, мелкий шрифт при составлении договора – это бич не только постсоветских стран. Этим недугом страдают и вполне себе европейские компании. Спасти от этого недуга могут только законодательные инициативы, призванные защитить клиентов компаний, которые привыкли об отдельных аспектах договора писать мелким шрифтом, не привлекая лишнего внимания.

Пока же законодатели пишут новые регламенты, простым гражданам остаётся только перечитывать договоры по нескольку раз, внимательно вчитываться в каждый пункт, спрашивать пояснения спорных пунктов, или даже просить переписать те пункты, которые вас не устраивают. При оформлении договора на существенные суммы, лучше также получить его юридическую оценку.